Коррекция поведения у гиперактивных детей
Когда взрослые люди сталкиваются с активными и шумными детишками, они сразу спешат назвать их гиперактивными, даже не понимая, что на самом деле представляют собой такие малыши.
Полностью звучит этот диагноз как «дефицит внимания с гиперактивностью». Впервые о таком состоянии как о болезни заговорили около 150 лет назад.
Терминологию этого синдрома меняли неоднократно, в конечном итоге остановились на таком определении как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Среди мальчишек такое заболевание диагностируется примерно в 3 раза чаще.
Что такое гиперактивность?
У таких деток снижено внимание, для них характерны проблемы с памятью, так же снижена умственная работоспособность, а утомляемость повышена. 15 минут – это максимальное время для продуктивной работы, потом теряется контроль над умственной деятельностью и около 7 минут мозг восстанавливается.
В этот период ребенок не будет реагировать на просьбы взрослых, а станет заниматься «своими» делами.
Такие проблемы со вниманием сопровождаются еще и двигательной расторможенностью. Подчиняться всевозможным инструкциям невероятно сложно, так же как и придерживаться общепринятых рамок поведения. Могут присутствовать навязчивые подергивания и тики. Нарушение работы эмоциональной сферы у деток с СДВГ характеризуется импульсивностью, низкой самооценкой и социальной неадекватностью.
Все это сопровождает человека на протяжении всей жизни и часто становится причиной неудач, как в карьере, так и в личных отношениях. С самого раннего возраста они становятся серьезным раздражителем для взрослых, которые в силу разных обстоятельств находятся рядом.
Есть ряд причин, которые могут вызвать СДВГ и в большинстве случаев эти факторы никак не зависят от родителей.
Чтоб точно знать, что происходит с малышом можно провести ряд тестов, они позволяют определить, действительно ли у ребенка есть СДВГ или его поведение является результатом воспитания или же темперамента. Имеется перечень вопросов по нарушению внимания и по импульсивности (гиперактивности) и, проанализировав ответы можно получить результат.
Самостоятельно ставить диагноз не стоит, таким вопросом должен заняться психолог, психоневролог или педиатр.
Невозможно решить эту проблему своими силами и выявить причины тоже, но оставлять все как есть нельзя. Малыш не может сам справиться с внутренними проблемами и переживаниями, а в случае с диагнозом СДВГ тем более. Если такая ситуация проявилась в поведении, то решаться она должна комплексно.
Основное направление — это двигательная активность, но игры с ярким эмоциональным компонентом, такие как соревнования, не приветствуются.
Равномерные тренировки легкой и средней интенсивности: плаванье, поездки на велосипеде, пеший туризм или бег – это то, что нужно. Стресс-реактивность понижается, если присутствуют постоянные физические нагрузки, они способствуют повышению адаптивных способностей и моторного контроля. В некоторых случаях стоит поменять окружение малыша, возможно в детском саду или в школе к нему плохо относятся одноклассники или учителя.
Психолог помогает моделировать ситуации успеха, помогает подобрать те сферы деятельности, в которых дитя чувствует себя уверенно. В список занятий стоит добавить упражнения, которые способствуют развитию памяти. Если выявлены речевые нарушения, то необходимо также проводить коррекцию у логопеда.
Гиперактивный ребенок: что делать?
Поскольку ведут себя такие детки крайне импульсивно и даже вызывающе, то нервная система не выдерживает не только у педагогов, которые с ними работают, но и у членов семьи.
Мамы проводят с детьми больше времени, поэтому у них нередко встречаются депрессии и им тоже нужна консультация психолога, чтоб научиться реагировать на все действия чада без раздражения. Любые негативные методы воспитания таких детей неэффективны. У них высокий порог чувствительности к отрицательным мерам воспитания.
Выговоры, наказания не приведут к желаемому результату. Но на самую малейшую похвалу будет позитивная реакция.
Когда методы коррекции не дают положительного результата, специалисты могут порекомендовать медикаментозное лечение. К нему прибегают как к крайней мере.
Влиять на такое поведение крайне сложно, тем не менее стоит постоянно работать в этом направлении. Кто, как не родители, заинтересованы в том, чтоб помочь своему чаду справиться с возникшими проблемами?
Несколько рекомендаций:
- Как только ребенок сделал хорошее – нужно его похвалить;
- нужно закрепить за малышом некоторые домашние дела и не вмешиваться в их выполнение;
- нужно завести дневник всех успехов и фиксировать в нем домашние и школьные «победы»;
- можно ввести определенную систему вознаграждения, психологи советуют бальную или фишки, например;
- ставить задачи, которые ему по силам, но не занижать планку;
- не нужно навязывать жесткие правила. Самые главные правила, на которых стоит акцентировать внимание, должны касаться его безопасности, а так же тех людей, с которыми он контактирует;
- вызывающее поведение – это один из вариантов привлечь внимание. Нужно больше уделять чаду времени;
- придерживаться дома четкого распорядка дня;
- для занятий малыш должен иметь свое место, там не должно быть ничего, что может отвлекать его внимание;
- чрезмерное скопление людей производит на ребенка с СДВГ возбуждающее действие, поэтому таких мест стоит избегать;
- переутомления нужно избегать, оно приводит к снижению контроля и внимания;
- самый лучший пример – это спокойствие родителей;
- избыточная энергия должна максимально расходоваться;
- нужно постараться привить ребенку интерес к какому-либо занятию. Он будет чувствовать себя уверенно, если что-то будет удаваться ему хорошо.
В данном случае договориться с родителями деток с СДВГ намного проще, чем с педагогами, у которых в классе есть такие ученики. Им не хочется тратиться морально и физически на таких школьников, часто они их недолюбливают и потому кроме порицаний не могут ничего направить в их сторону.
Переводить детей из класса в класс тоже не выход, потому что нет гарантий, что другой учитель примет большее участие в их воспитании. Найти хорошего учителя – большая удача для гиперактивного ученика и его родителей.
Для проведения досуга можно использовать любые игры с мячом – это успокаивает.
Поскольку проявления СДВГ могут быть разные, то и вопрос решения этой проблемы должен быть комплексный и притом индивидуальный. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, стоит обратиться к психологу.
Такое поведение не относят к психическим отклонениям, но хлопот родителям, да и самим детям приносит немало. Не стоит воспринимать эту ситуацию как безвыходную. Ее можно корректировать, и чем раньше, тем лучшего эффекта можно добиться.
- Как не потерять ребенка в толпе?
- Ребенок скрипит зубами во сне: что делать?
- Формирование самооценки у ребенка
- Детские страхи
- 7 признаков гиперактивности – как распознать проблему
- Советы и методы, как отучить ребенка от пустышки