Детская привязанность: можно ли любить слишком сильно?
Дети привязываются к родителям, а родители – к детям, банальный факт, известный любой маме.
И если в первый год жизни вопросов о том, не слишком ли сильно ребенок привязан к матери, практически не возникает, то затем они у многих мам начинают возникать достаточно часто.
Что является нормой? Что «хорошо», а что «плохо»? Попробуем разобраться.
По сей день одной из передовых теорий о привязанности детей к родителям является теория Дж. Боулби и М. Эйнсворт.
Посредством серии экспериментов ученые еще в 1970х годах выдвинули теорию о четырех различных типах детской привязанности:
1 Надежный стиль привязанности: дети, обладающие такой привязанностью к значимому взрослому, расстраиваются, когда он уходит, но относительно быстро успокаиваются, начинают играть и занимать себя.
Если в этот момент рядом находится чужой взрослый, они относительно легко идут на контакт с ним. При этом, когда возвращается родитель, они радуются, ищут физического контакта, но не только «липнут», часто идут показывать свои достижения.
Такие дети уверены в том, что значимый взрослый вернется, поэтому достаточно любознательны, готовы к исследованию внешней среды.
Родитель расценивается как «надежная база»: хорошо, когда он рядом, но от него можно отдалиться, исследовать происходящее вокруг, время от времени возвращаясь «за подзарядкой»
Рекомендация: Этот стиль привязанности считается наиболее адаптивным для ребенка.
Ученые пришли к выводу, что такая привязанность – результат доступности родителя, его стабильного и предсказуемого реагирования на нужды ребенка, а также его способности и готовность их удовлетворить.
Если у вашего ребенка такая привязанность, то просто продолжайте в том же духе!
2 Амбивалентная (тревожно-устойчивая привязанность): такой ребенок будет немного и осторожно исследовать окружающую среду, но только в том случае, если значимый взрослый находится рядом.
Когда мама уходит, он сильно расстраивается, чужой взрослый редко может его увлечь или успокоить. При этом, когда мама возвращается, поведение таких детей амбивалентно.
Некоторые из них наравне с радостью от воссоединения проявляют агрессию: например, когда мама берет их на руки, они не сопротивляются, но потом могут ударить или ущипнуть.
Другие дети пассивны: они не подойдут к маме сами, не принесут сами того, что хотят, а покажут на это пальцем, чтобы принесла мама, не цепляются за маму, когда она пытается спустить их с рук, но плачут и протестуют.
Рекомендация: Ученые пришли к выводу, что такое поведение – ответ на нестабильное удовлетворение потребностей ребенка родителем, ответ на непредсказуемость поведения.
Целью такого поведения является попытка гарантировать внимание родителя и одновременно с этим проконтролировать то, как будет протекать общение.
Если у вашего ребенка такой стиль привязанности, вам необходимо максимально транслировать свое постоянство и стабильность.
Постарайтесь отвечать на одинаковые проявления со стороны ребенка одинаковым поведением с вашей стороны.
Скорее всего, целесообразно восстановить или установить режим дня.
3 Избегающий стиль привязаности: ребенок с таким стилем привязанности будет всеми силами игнорировать или избегать значимого взрослого, и когда он уходит, и когда возвращается, и когда просто находится рядом.
Такие дети мало исследуют окружающую среду вне зависимости от того, есть ли рядом взрослый и/или родитель.
Часто маме приходится долго уговаривать ребенка подойти к ней, либо же они обмениваются только взглядами на расстоянии.
Рекомендация: Ученые пришли к выводу, что такое поведение – реакция на дистресс.
Такой стиль привязанности возникает в результате повторяющегося отказа родителя удовлетворять потребности ребенка.
В результате этого ребенок понимает, что проявлять свои чувства и сообщать о своих нуждах бесполезно, т.к. это не имеет никакого воздействия на взрослого.
Если у вашего ребенка такой стиль привязанности, задумайтесь, насколько вы внимательны к его поведению?
Может ли он о чем-то попросить и при этом заранее предсказать, что его нужды будут удовлетворены? Для разрешения этой проблемы может понадобиться психолог.
4 Дезорганизованный стиль привязанности: этот стиль был добавлен к основным трем в последнюю очередь и до сих пор является дискуссионным.
Дети с такой привязанностью постоянно реагируют по-разному, часто противоречащими способами, способами, которые не укладываются в остальные три категории.
Создается ощущение, что детей «затапливают» взаимоисключащие эмоции во время любых коммуникаций с родителем, поэтому их поведение хаотично и противоречиво.
Рекомендация: Ученые пришли к выводу, что такое поведение детей обусловлено непроработанными психологическими трудностями их матерей.
Более чем у половины матерей, которые пережили тяжелые потери, травмы, депрессию, дети демонстрируют такой стиль привязанности.
Если вы отмечаете такой стиль привязанности, то вам необходимо проконсультироваться с психологом, но не только по поводу состояния ребенка, но и по поводу своего собственного состояния.
- Белый шум для новорожденных: как правильно слушать?
- Коррекция поведения у гиперактивных детей
- Как не потерять ребенка в толпе?
- Ребенок скрипит зубами во сне: что делать?
- Формирование самооценки у ребенка
- Детские страхи