Уход за ребёнком

Налаживаем общение с первых дней малыша

Пока малыш совсем маленький, даже родная мама с трудом его понимает. Но ведь и наша речь для него — тоже китайская грамота. Попробуем наладить продуктивное общение с первых дней.


Малыши настроены на общение с рождения. Они вступают с нами в контакт задолго до того, как произнесут первое слово. И в их арсенале не так уж мало средств: это и плач, которым они заявляют о своих потребностях, варьируя громкость и степень недовольства, и красноречивые взгляды, а чуть позже — выразительное «агу» и энергичные жесты указательным пальчиком.

Но нам, взрослым, трудно осознать, что подобные попытки наладить коммуникацию очень для ребенка важны. Многие ждут того момента, когда с малышом можно будет поговорить по душам. Особенно терпеливы в этом отношении папы. Но так можно упустить драгоценное время.

Сила слова

Мешают стереотипы — мы убеждены, что речь для общения первостепенна. Это вековые социокультурные установки, но верны они скорее для «взрослого» мира. А еще мы до сих пор верим, что можем влиять на поведение маленького ребенка словами. Мы начинаем читать малышу лекции, как только он совершит свой первый промах: потянет в рот грязную ветку или захватит папин телефон. Если вы лично так не поступаете, прислушайтесь к долгим монологам рассерженных мам в ближайшей песочнице.

Зато в хорошем настроении мы не прочь продекламировать малышу Пушкина или Ахматову. Так мы приучаем ребенка к красотам родного языка.

Но до 1 года дети не в состоянии понять смысл обращенной к ним речи. До определенного момента даже фраза «Не трогай это!» кажется слишком сложной для восприятия.

Дружный дуэт

Когда ребенок начинает произносить первые звуки (а это случается сразу после рождения), мы не воспринимаем их всерьез. «Зачем обращать на них внимание, ведь они ничего не значат?» — примерно так мы рассуждаем. Действительно, смысловой нагрузки отдельные звуки еще не несут, зато это самая благодатная для развития коммуникативных навыков почва. Если реагировать на все визги и писки малыша, на его движения ручками и ножками, вам будет проще привлечь к себе его внимание.

Интересно!  Когда ребенок начинает ходить?

Налаживаем общение с первых дней малыша

Простой пример: почти всем младенцам нравится их собственный голос. Когда вы решите подыграть ребенку и начнете повторять за ним, он вас обязательно заметит, а ведь выделить из «общего фона» потенциального собеседника в этом возрасте совсем не просто. Если же вы сумеете показать, что вы в общении искренне заинтересованы, пользы будет еще больше. Для гармоничного развития, в том числе речевого, очень важна эмоциональная вовлеченность родителей в процесс общения.

Результат налицо

Когда мы отвечаем ребенку, имитируя его звуковые тирады, ему становится проще не только заметить нас, но и распознать собственный голос. У него появляется возможность быстрее догадаться, что этот протяжный напев или энергичный клич издает не кто-то другой, а он сам.

Есть и еще один «обучающий» бонус. Каждый раз, когда вы отвечаете на звук, произнесенный ребенком, когда вы реагируете на его телодвижения, вы показываете ему: «Твой писк, твое выражение лица, твой жест произвели на меня эффект». Ребенок на практике убеждается, что он смог повлиять на другого человека, и этот опыт закладывает фундамент для дальнейшего развития речи, интеллекта и социальных навыков.

Полезные советы

1 Комментировать все, что происходит вокруг, можно, вопрос только как: сухо и без энтузиазма или живо и увлеченно? Если вы хотите, чтобы ребенок обратил внимание на утку, елку или шарик, выбирайте второй вариант. Эмоционально окрашенные слова он научится быстрее выделять из речевого потока.

2 Не действуйте по старинке. Если вы будете все усилия направлять на то, чтобы проговаривать слова четко и медленно, специально разбивая их на слоги, по крайней мере до года толку почти не будет.

3 Груднички довольно скоро научаются распознавать наше выражение лица и воспринимать нашу мимику. Не стесняйтесь выглядеть смешно или нелепо.

Интересно!  Новорожденный икает после кормления: что делать?

4 Постарайтесь с самого начала использовать при общении с ребенком нормальные слова, а не «детские» их варианты, как это было принято в советское время («би-бика», «кака», «кач-кач», «ам-ам»). Многочисленные исследования, проведенные психологами, показывают, что, привыкнув к такой бедной речи и звукоподражательным словам, многие дети быстро теряют интерес к языку и начинают говорить довольно поздно.

Налаживаем общение с первых дней малыша

5 Откажитесь от длинных речей. Первое время старайтесь использовать короткие фразы и простой язык, но постепенно расширяйте набор грамматических конструкций и вводите в обиход новые слова и синонимы.

6 Когда малыш гулит, не перебивайте его, дайте ему «выговориться». Поддерживайте любую речевую активность ребенка. Многие младенцы обожают гулить, смаковать отдельные звуки или слоги, упиваться словами собственного сочинения. В овладении этими фундаментальными для становления речи навыками поддержка родителей нужна не меньше, чем при отработке умения говорить «обычными» словами.

Подделать эмоции невозможно, поэтому искренность в общении важна. Если вы чувствуете, что изображаете интерес или веселье, остановитесь и подумайте: что произошло? Если вы устали, тогда разумнее придумать способ, как себе помочь. Если вам неинтересно, просто смените игру.

Прочитано 333 раз
Статьи из рубрики
Поделиться с друзьями
Комментарии
.
Наверх
Adblock
detector