LIVLY & Friends - Интернет-магазин детской брендовой одежды

Почему рождаются умственно отсталые дети?

    Почему рождаются умственно отсталые дети?

    В последнее время все чаще в детских садах и школах появляются дети, которые отстают в развитии от своих сверстников.

    Они быстро устают на занятиях, для выполнения какого-то задания им необходимо гораздо больше времени, а порой они вообще задание не понимают и отказываются его выполнять.

    У этих ребят плохая память, недостаточно развита речь и внимание.

    Они не умеют организовать игру в одиночку, а когда начинают играть с другими детьми - перестают соблюдать правила, и это часто заканчивается плачевно для них же самих.

    Эти дети без существующих причин плаксивы, обидчивы или, наоборот, агрессивны, если что-то не так, как хотелось бы им. У ребят нет интереса к окружающему их миру, они ничем не интересуются и не задают вопросов взрослым.

    Все это является проявлением умственной отсталости. Это понятие объединяет различные патологии, связанные с нарушение познавательной сферы, психических процессов.

    Умственная отсталость: что это такое?

    pochemu-rozhdayutsya-umstvenno-otstalye-detiТакое отклонение в развитии, как умственная отсталость, характеризуется ограничением интеллекта и нарушениями в поведении.

    Если у среднестатистического человека коэффициент интеллектуального развития находится в пределах 100 пунктов, то у людей с этим расстройством IQ не превышает 75 пунктов.

    В медицине принято подразделять умственную отсталость на степени и виды. Определить степень УО можно в раннем возрасте ребёнка.

    Базовыми критериями при вынесении диагноза будет степень выраженности дефектов, предполагаемые причины возникновения расстройства, характер его протекания.

    Уровень УО в заключении врача будет определяться символами F70-F79. Диагноз можно расшифровать следующим образом:

    1 F70 – легкая форма умственной отсталости. Дети, страдающие данным видом расстройства, имеют способность к социализации, самостоятельно ориентируются в пространстве, без особого труда осваивают бытовые навыки ухода за собой.

    Они практически наравне со здоровыми детьми обслуживают себя: одеваются, обуваются, умываются, принимают пищу.

    Основным показателем заболевания является неуспеваемость в образовании. Таким детям сложнее воспринимать программу дошкольной подготовки, они отличаются неуспеваемостью в школе. Также дети могут страдать расстройствами памяти.

    2 F71 – умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом должны постоянно находиться под наблюдением специалистов. Врачи не приветствуют практику обучения детей с УО с коэффициентом F71 в обычных учебных заведениях.

    3 pochemu-rozhdayutsya-umstvenno-otstalye-detiF72 – тяжелая степень умственной отсталости.

    Клиническая картина может совпадать с предыдущей степенью заболевания, но при этом отмечаются расстройства речи, нарушения моторики. Это говорит о дефектах развития центральной нервной системы.

    4 F73- F77 – глубокая степень умственной отсталости.

    Больным с поставленным диагнозом с указанными коэффициентами практически невозможно адаптироваться в обществе.

    К сожалению, такие дети с рождения очень ограничены в способности к осознанию происходящего вокруг и выполнению даже простейших действий.

    5 F78- F79 – особо сложные формы заболевания. Такая категория используется для обозначения диагноза только тогда, когда оценка умственной деятельности значительно затруднена по причине сопутствующих нарушений. К ним относятся тяжелые поведенческие расстройства, слепота, глухонемота.

    Основные проявления умственной отсталости у детей

    Симптомы легкой степени УО могут быть не заметны до наступления школьного возраста. При наличии более сложных форм заболевания проявления становятся заметными гораздо раньше.

    Главным признаком расстройства является ограниченность умственных способностей и навыков, соответствующих возрасту ребенка.

    pochemu-rozhdayutsya-umstvenno-otstalye-detiНередко умственная отсталость протекает совместно с нарушениями моторики, такими как ДЦП.

    Чаще всего причиной стационарной диагностики ребенка становятся жалобы родителя на его поведение.

    Это может быть неконтролируемая агрессия по отношению к сверстникам, отказ выполнять требования старших, склонность к истерикам и капризам. Иногда также наблюдается гиперактивность.

    Родителям «особых» детей важно понимать, что к поведенческим аспектам, вызванным данным заболеванием, ни в коем случае нельзя относиться поверхностно, а уж тем более поощрять их.

    Ваш малыш имеет все данные для того, чтобы наравне с остальными детьми осваивать новые умения и навыки, в том числе и в общении.

    Нередко ребята, получившие такой диагноз, становились в будущем еще более коммуникабельными и приятными собеседниками, во многом благодаря стараниям своих родителей.

    Причины умственной отсталости

    Причинами умственной отсталости могут быть врождённые и приобретенные факторы.

    К врожденным причинам относятся патогенные факторы, то есть:

    заболевания матери во время беременности,

    хронические заболевания родителей,

    длительные и быстрые роды,

    психические и физические травмы;

    влияние оказывают и химические вещества, которые принимались матерью во время беременности - это антибиотики, гормональные препараты т.д.;

    профессиональная вредность - вибрация;

    а также наследственные генетические заболевания, характеризующиеся различными отклонениями в обмене веществ (например, нарушение в наборе хромосом приводит к болезни Дауна).

    umstvennaya-otstalost-u-deteiИнтеллектуальные способности ребенка чаще всего определяются генетикой, в меньшей степени – условиями окружающей его среды.

    Если в семье имеется тенденция передачи заболеваний, связанных с умственной отсталостью, плод также подвергается большому риску получения расстройства.

    Умственная отсталость может быть проявлением родовой травмы (передавливания шеи пуповиной).

    В этом случае происходят необратимые процессы, ведущие к нарушению деятельности ЦНС, вызванные недостаточным снабжением головного мозга кислородом.

    Алкоголь при беременности и наркомания приводит к отравлению плода и вызывает необратимые изменения в организме ещё не родившегося ребенка.

    Последствиями становятся микроцефалия – уменьшение размера головного мозга, гидроцефалия – скопление жидкости в головном мозге, парезы и параличи, гиперкинез - наличие навязчивых движений, мозговые нарушения и т.д. Чем раньше мозг плода поврежден, тем более выражено воздействие на дальнейшее развитие.

    Приобретенные факторы вызваны родовыми и послеродовыми поражениями - это и длительные роды со стимуляцией, и быстрые роды и асфиксией - кислородной недостаточностью. В момент родов могут возникать и внутричерепные травмы, когда нарушается кровообращение и приводит к изменению структуры нервной системы.

    Этому способствует чаще всего акушерская патология - неправильная техника родов, узкий таз.

    umstvennaya-otstalost-u-deteiЧасто причиной умственной отсталости становятся перенесенные в раннем детстве заболевания нейроинфекциями, когда происходит повреждение оболочек мозга (менингит, энцефалит, полиомиелит).

    Это приводит к наступлению глухоты, гидроцефалии, прекращению движения, задержке психического развития.

    Воспалительные процессы в мозге оставляют стойкие необратимые изменения, что и служит причиной нарушения познавательной деятельности.

    Особенно опасным является то, что обнаруживается иногда умственная отсталость у ребенка в возрасте 3 лет и тогда корректировать его развитие становится сложно.

    В будущем таких детей обучают в специальных коррекционных школах, а тех, кто входит в группу необучаемых, воспитывают в специальных интернатах для умственно отсталых.

    Профилактика умственной отсталости у детей

    umstvennaya-otstalostЕсли диагностика проведена и во время оказана помощь, то возможно предотвращение полной деградации личности ребенка.

    Разумеется, что большинство из них уже никогда не смогут социализироваться в обществе и стать достойным гражданином страны.

    Поэтому очень важными являются профилактика, то есть устранение причин и ранняя диагностика умственной недостаточности.

    А значит, будущим родителям следует следить за свои здоровьем, а родители настоящие должны быть предельно внимательными к своим детям и, заметив любые отклонения в познавательной сфере – безразличие к игрушкам, равнодушие к происходящему, отсутствие интереса к окружающему миру, сразу же обращаться к специалистам – психологам, дефектологам.

    Как воспитывать умственно отсталых детей?

    Труд родителей «особенных» детей и в самом деле бесценен. Это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд – жертвуя своими силами, средствами и временем терпеливо предпринимать очередные попытки для лечения ребенка.

    В самой сложной ситуации оказываются родители и близкие родственники детей с самой опасной, глубокой степенью умственной отсталости.

    pochemu-rozhdayutsya-umstvenno-otstalye-detiТакие дети, увы, на протяжении всей жизни остаются совершенно беспомощными и неприспособленными к внешним условиям.

    Действенными методами воздействия на восприятие умственно отсталого ребенка будут многократные повторения звуков, букв, слов и даже целых предложений.

    Для детей, не сумевших в силу своей болезни адаптироваться в социуме, очень важно общение внутри семьи.

    Восприятие ребенка как полноценного члена общества, дружественные разговоры с ним имеют немаловажное значение в его развитии.

    Вообще дети, страдающие умственной отсталостью степени ниже глубокой, должны в любом случае иметь возможность общения со сверстниками. Одиночество для таких малышей просто опасно.

    И педагоги, и врачи придерживаются мнения, что умственная отсталость не является обоснованной причиной для изоляции ребенка от общества. Ни один специалист не может поставить окончательный приговор насыщенной и активной жизни вашего малыша.

    Даже такая серьезная болезнь, как умственная отсталость, может быть побеждена регулярными занятиями с ребенком и, конечно же, безграничной любовью его родителей.

    Прочитано 10914 раз
      загрузка...